Навигация: Главная Книги по нлп Плигин А. Как призрак неудачи превратить в аромат жизненного успеха из опыта работы НЛП-консультанта  
Главное меню

Знакомства на Loveplanet

Последние статьи
Новые книги

Строительство гражданских и промышленных зданий

Плигин А. Как призрак неудачи превратить в аромат жизненного успеха из опыта работы НЛП-консультанта

Содержание

Введение

Когда мечты становятся реальностью Сделайте так, чтобы вас посетила муза Секрет доверия

Что такое якоря,

или как я по-настоящему осознал

их могущество, силу и автоматизм действия

Аллергия? НЛП знает выход, или насколько важно заботиться о внутренней экологии и верить в силу убеждений

Станьте виртуозами слова

«Тридцать две розы успеха». Магическая модель Т.О.Т.Е.

Выступать не страшно — страшно не выступать

Почему клиент приходит дважды

Уникальный инструмент для борьбы

с манипуляциями и достижения гармонии

Временные линии судьбы

Формула магического превращения «Как если бы!»

Похудеть? Легко!

Как я начал создавать собственные техники НЛП,

работая с комплексным симптомом

Расскажите клиенту сказку

Словарь терминов НЛП, используемых в книге

Информация о семинарах и проектах Центра НЛП

Список рекомендуемой литературы

 

 

Благодарности

Выражаю признательность всем моим клиентам и участникам семинаров, которые меня многому научи­ли и позволили стать мастером НЛП!

Также хочется сказать спасибо Ольге Евтихиевой, которая раскрасила истории этой книги волшебными линиями своих образов!

Я особенно благодарен за оказанную помощь своему хорошему другу и коллеге Андрею Хлынину, без которо­го эта книга вряд ли могла бы быть подготовлена в ко­роткие сроки и на высоком редакционном уровне!

 

Введение

Я часто спрашиваю людей различных профессий: «Что такое психология?» И получаю на этот про­стейший вопрос самые разные ответы. Одни гово­рят, что это наука о характере и поведении человека; дру­гие считают её способами самопознания; третьи думают, что это всего лишь тесты и диагностика. А если же спро­сить студента психологического факультета, то стандарт­ным ответом будет расшифровка самого термина: «псю-хе» — душа, а «логос» — наука, то есть «наука о душе».

Когда я сам начинаю размышлять об этом, то задаю се­бе вопрос: «А что же такое душа?» Тем более, если воспри­нимать её как область научного исследования. Странное сочетание, не правда ли? Я полагаю, что душа — это самое личное и субъективное, что есть у человека. Таким обра­зом, получается, что психология — наука о субъективнос­ти. Но тогда мой внутренний голос удивляется еще боль­ше: а как же измерить эту субъективность? Какова структура нашего субъективного опыта? Ведь я давно по­нял: то, что мы можем измерить и описать, четко выделив структуру, может быть сознательно управляемым и пере­даваемым от одного человека другому. Можно ли изме­рить талант или интуицию? Можно ли узнать секреты одаренности или мастерства? Как стать гениальным? Ге­ниальными рождаются или становятся? Дает ли психоло­гия ответы на эти и многие другие подобные вопросы?

Так как ответить на эти сложные вопросы возможно, лишь используя различные науки вместе, то стало необ­ходимым создание интегративной области знаний — нейро-лингвистического программирования (НЛП).

Андрей Плигин

 

Уже в начале своей деятельности авторы НЛП исследо­вали работу гениальных психотерапевтов, таких, как Ф. Пёрлз (гештальт-терапия), В. Сатир (семейное кон­сультирование), М. Эриксон (недирективный гипноз), приоткрыв тайну их личной магии и структуру методов работы. Им удалось создать уникальный инструмент ис­следования и язык описания человеческого опыта.

После пяти лет использования НЛП у меня появилась мечта — написать книгу, в которой ключевые темы этого метода будут раскрыты в жизненных историях и которая будет сочетать в себе простоту изложения и одновремен­но профессиональный язык. Наконец мечта сбылась! Перед вами книга «Как призрак неудачи превратить в аромат жизненного успеха», содержащая в своей осно­ве то, что называют сердцем нейро-лингвистического программирования, и позволяющая изучать структуру человеческого восприятия, мышления, поведения и коммуникацию, это:

  • модель 8.С.О.К.Е.;
  • модель Т.О.Т.Е.;
  • логические уровни;
  • рефрейминг;
  • субмодальности;
  • ассоциация/диссоциация;
  • раппорт;
  • якоря;
  • формулировка цели;
  • работа с вторичными выгодами.

Как мне кажется, преимуществом моей книги являет­ся то, что о современной практической психологии Вы, уважаемый читатель, узнаете из обычных ситуаций, мо­их размышлений и примеров консультационных сессий. Причём главы книги расположены в порядке возраста­ния сложности материала: от простейших якорей вы

Введение

с лёгкостью дойдёте до методов работы со сложнейшим комплексным симптомом, которые являются моей соб­ственной разработкой.

Книга адресована широкому кругу читателей, интере­сы которых лежат в сфере личностных изменений и практической психологии. Надеюсь, что она также бу­дет полезна психологам, НЛП-консультантам, специа­листам, ведущим семинары и тренинги в этой области. Кроме того, ей могут воспользоваться те, кто раздумыва­ет, к какой школе консультирования обратиться за помо­щью. Уверен, что, прочитав эту книгу, вы сможете полу­чить собственное представление о работе мастера НЛП и после этого сделать свой выбор.

Я полагаю, что моим коллегам она будет интересна в качестве заочного обмена опытом и прежде всего как возможность сверить приоритеты в консультировании и обогатить стиль своей работы.

Убеждён, она будет способствовать тому, чтобы раз­венчать миф, сложившийся вокруг НЛП благодаря буль­варной прессе, как о кодирующей и жёсткой технологии исключительно прикладного характера, так как я описы­ваю примеры эффективных и гуманных методов кон­сультирования, являясь при этом исследователем чело­веческой души и субъективности.

Мне остаётся пожелать вам приятного чтения и лишь добавить, что все имена персонажей моих историй изме­нены и любые сходства случайны.

 

Когда мечты становятся реальностью

Наверное, одна из самых главных вещей в жизни, которой нужно овладеть каждому из нас, — это способность достигать цели, поставленной пе­ред собой. Когда человек спрашивает себя, счастлив ли он, то в данном случае соизмеряет счастье с теми резуль­татами, которых он добился в жизни. Именно эту главу, или, скорее, небольшое философское размышление, я хотел бы посвятить достижению цели.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое меч­та? У меня есть маленькое определение этого прекрасного понятия. Мечта — это цель, лишённая ответственности; а результат — это мечта, соединённая с ответственностью.

От чего зависит достижение нашей мечты? Когда мечта сбывается, когда превращается в реальность? Если вы бу­дете следовать идеям, изложенным в этой главе, то будьте уверены: вам придётся расстаться со многими мечтами, потому что они станут реальностью. Поэтому людям, лю­бящим мечтать, лучше перевернуть эти несколько страни­чек и продолжить читать дальше мои истории. А людям, по-настоящему желающим достичь каких-либо результа­тов, я предлагаю хорошенько поразмышлять над теми пунктами, о которых я буду рассказывать.

Вообще-то, НЛП возникло из наблюдений за людь­ми, эффективно достигающими своих целей, — они уме­ют правильно их формулировать.

Первое правило гласит: «Научись позитивно мыслить о своей цели или результате». Не просто научитесь ду­мать об этом, не просто научитесь позитивно мечтать в своём воображении, а научитесь об этом позитивно говорить! Можно даже расширить это до рамок коммуни­каций, потому что, я бы сказал метафорично, вся наша жизнь состоит из цепочки принятия решений. Когда об­щаемся с каким-либо человеком, то решаем, вступить с ним в коммуникацию или нет. Когда делаем покупки в магазине, то выбираем лучшее. Когда собираемся от­дыхать, то думаем, как это приятнее сделать. Другими словами, можно сказать, что вся наша жизнь — это раз­говоры о достижении целей. Любой наш поступок — уже маленький результат. Поэтому я призываю тех, кто чита­ет это небольшое размышление, научиться позитивно мыслить и говорить. Что я имею в виду? В одном из древних трактатов, как гласит мудрость, написано: «Не думайте о рыжей обезьяне... И если вы сумеете не думать о рыжей обезьяне, то станете мудрецом». Что подразуме­вали древние, предлагая в этом трактате, по сути, я бы сказал, маленькое психотренинговое упражнение? Если вы сможете овладеть способностью не думать о чём-то негативном, — значит, вы сможете достигнуть опреде­лённой мудрости, успеха.

Действительно, попробуйте сделать такое упражне­ние: не думайте о рыжей обезьяне. Получается? Это не­возможно сделать, так как несчастная обезьяна так и ле­зет в ваше воображение и находится во всех внутренних картинках. Но всё-таки это преодолимо: подумайте, на­пример, о зелёной обезьяне. Знаете, что это означает? Просто древние призывали нас быть позитивными.

Наш мозг так устроен, что не воспринимает отрица­тельную частичку «не». Предположим, необходимо представить, как собака не гонится за кошкой; или, что в палатке с мороженым нет «Эскимо». Для этого вам нужно представить палатку, в которой продают мороже­ное, и «Эскимо»; но то, что его там нет, вы поймёте не­много позже. То же самое, если вы представите, как со­бака не гонится за кошкой, то всё равно в своём воображении увидите собаку, преследующую кошку, и только потом поймёте, что этого не происходит.

Только так наш мозг способен понять, что мы чего-то не хотим представлять, что чего-то не существует. Это имеет колоссальное значение для достижения на­шей цели, мечты и такое же огромное значение для формулировки результата.

Давайте рассмотрим разные жизненные ситуации. На­пример, вы хотите, чтобы ваша жена приготовила на обед то, что вы действительно любите. Очень часто муж гово­рит своей жене: «Дорогая, не готовь мне эти щи!» Согла­ситесь, что общение примет совершенно другое направ­ление, если муж скажет: «Дорогая, я знаю, что ты умеешь варить очень вкусный грибной суп. Пожалуйста, приго­товь его мне, я его просто обожаю». Как вы думаете, к че­му ведёт первый способ общения, а к чему — второй? Не нужно быть необыкновенно проницательным человеком, чтобы догадаться, что первый способ — конфликт, ма­ленькая обида или недопонимание. Второй же способ ве­дёт к ещё большему уважению, мотивации и желанию, действительно, сделать приятное и, в конечном итоге, по­лучить то, что ты хочешь. В этом смысле, очень важно на­учиться говорить позитивно о себе и других людях, о сво­их планах и целях. Кстати, это особенно важно для руководителя или любой профессиональной области, где имеют значение взаимоотношения с людьми. Например, если вы — руководитель, подумайте, сколько времени по­свящаете на планёрке негативной коммуникации? Вы разбираетесь, чего не произошло, какие ошибки были до­пущены работниками, вы говорите о том, чего не должно случиться, вы критикуете. И только потом даёте конкрет­ные, ясные инструкции, что нужно делать.

Мой опыт работы в системе управления показывает, что почти всегда оперативное совещание любого уровня процентов на 60-70 состоит из негативной информации.

Огромное количество времени люди тратят на то, чтобы выяснить, кто прав, а кто виноват.

Об НЛП часто говорят, как о методике, которая мо­жет кодировать людей. Как раз этот пункт позитивности нашей речи и мышления может помочь осознать, сколь­ко людей, буквально, негативно кодируют друг друга. Например, человек плачет, а вы говорите ему: «Не расст­раивайся...» Как вы думаете, какую команду слышит мозг? Или люди ругаются, а вы подходите и говорите: «Перестаньте ссориться...» В этот момент наше мышле­ние воспринимает коммуникацию как ссору, которая от этого ещё больше может усилиться. Мы говорим людям: «Не болейте...», вместо того чтобы сказать: «Выздорав­ливайте...» Я думаю, что негативное мышление часто уводит нас в сторону от желаемого результата.

На память приходит потрясающая табличка, находя­щаяся на одном из медицинских центров Стокгольма: «Можно ли по-настоящему найти инструмент для сохра­нения здоровья, всё время занимаясь исследованием бо­лезней?» В некотором смысле это продолжение и соеди­нение тем позитивного и негативного мышления и темы «Рефрейминг», о которой вы узнаете в одной из последу­ющих глав. Люди тратят огромное количество денег и усилий на изучение болезней. А сколько вкладывается средств в то, чтобы исследовать количество излечившихся людей и абсолютно здоровых? Сколько людей вылечи­лись от рака естественным способом? Кто-нибудь зани­мается такой статистикой? Чаще всего мы изучаем боль­ных, которым требуется помощь, и проводим массу диагностических обследований. Вот почему меня потряс­ла эта надпись на медицинском центре и перевернула всё моё мировоззрение относительно медицины и здоровья.

Кто-то из моих знакомых рассказал мне очень яркую, на мой взгляд, историю о том, как устроена позитивная и негативная речь. Представьте себе час пик, переполненный автобус. Остановка. Выходят, выталкивая друг друга, люди. Мама и дочь оказываются по разные стороны хлы­нувшего из автобуса потока пассажиров. Мама кричит, что есть силы: «Дочка, не лезь в автобус, не лезь в авто­бус!!!» Но девочка всё равно пытается войти, натыкается на кого-то из взрослых и отлетает. Мама вновь кричит: «Не лезь в автобус, не лезь в автобус!!!» И так повторяется несколько раз, пока один из выходящих не говорит ребён­ку: «Отойди!» И девочка моментально отходит.

Эта история, действительно, очень наглядно показыва­ет, как действует позитивная и негативная речь. Мама, го­ворящая «не лезь в автобус», на самом деле произносит «лезь в автобус», и девочка следует этой инструкции. И как только один из пассажиров говорит: «Отойди!», девочка слышит позитивную команду и сразу же её выполняет.

Так что первое правило эффективного общения — это научиться позитивно мыслить и говорить. Этому же принципу следует любой целеустремлённый человек — позитивно думать о том, чего хочешь.

Кто отвечает за цель? Кто контролирует результат? Находится ли цель в вашей власти? Очень часто мы ста­вим такие цели, которые не могут находиться под нашим контролем. Ко мне как к консультанту НЛП приходит много женщин, которые хотят, чтобы их мужья бросили пить. К сожалению, НЛП - это не волшебная палочка, и мы не можем этого сделать, так как нельзя работать с целью, которая лишена ответственности. Другими сло­вами, жена, недовольная поведением мужа, заявляет не­который результат: она хочет, чтобы муж бросил пить. Но то, как это звучит, не находится под её контролем. И тогда очень полезно задать ей вопрос: «А как вы може­те на это повлиять? Какие процессы, какие ресурсы кон­тролируете? Располагаете ли вы достаточным временем, деньгами, какими-либо внутренними ресурсами, состо­яниями? Есть ли у вас что-нибудь, что может напрямую повлиять на результат?» Она добьётся желаемого, только в том случае, если ответит на эти вопросы. Так и вы, ког­да ставите перед собой цель, подумайте с позиции реали­ста, в какой степени можете на неё влиять. Перечислите все способы воздействия, которые вам известны.

Консультант в подобных случаях спрашивает (напри­мер, женщину, если речь идёт о пьющем муже): «Как вы сами можете повлиять на вредную привычку мужа?» И тогда вместе с ней начинает разбираться в ситуации: может, он пьёт оттого, что жена перестала интересоваться его жизнью; или она потеряла внешнюю привлекатель­ность; возможно, он воспринимает себя неудачником и боится ей признаться; а может быть, он чувствует себя одиноким, не ощущает заботы и т. д. Здесь не стоит во­прос, кто виноват и как это произошло. Просто нужно по­нять, как жена может влиять на сложившуюся ситуацию, что может сделать. Поэтому знайте, чем больше в вашей жизни ситуаций, которые вы можете контролировать, тем более гарантированным и надёжным будет результат.

Наш мозг так устроен, что мы оперируем зрительны­ми образами, звуками и чувствами. Когда размышляем о поставленной цели, то представляем её себе совершен­но субъективно: мы видим определённую картинку. Воз­можно, кто-то видит себя, достигающего результата; другой слышит, как звучит формулировка его цели, про­изнесённая вслух, или слышит, как о поставленной цели отзываются значимые люди; а третий, буквально, ощу­щает себя в процессе её достижения. Например, вы меч­таете стать крупным бизнесменом. Наверное, самое важ­ное — это представить, что будет свидетельством достижения данной цели. Хорошо бы вообразить ту ор­ганизацию, фирму, которую вы собираетесь создать. По­лезно также увидеть себя лидером: понять, как одевает­ся, каким образом ведёт себя лидер, что говорит, чувствует, как общается с людьми, какое внешнее впечатление производит, какие люди его окружают, какова структура этой организации. Чем тщательнее и лучше человек создаст в своём воображении эти образы буду­щего, тем быстрее эта цель из желательной превратится в желаемую, то есть в цель, которую человек очень близ­ко ощущает, будто входя в неё и чувствуя её свершаю­щейся. Люди, известные своей целеустремлённостью и настойчивостью в достижении результата, умели слов­но шагнуть в своё собственное будущее и оттуда, как бы глядя на настоящее, дать себе совет. Говорят, что таким талантом обладал Уолт Дисней, который мог отчётливо представить, что будет через пять, семь, десять лет, и с высоты воображаемого положения дать самому себе совет. Это уникальный способ и необычная рамка мыш­ления. Чем лучше мы представляем образы, звуки и чув­ства достигаемой цели, чем больше элементов опыта за­действуем, чем больше субмодальностей привлекаем, чем красивее, яснее и чётче видим картинку будущего, тем эффективнее будет результат.

Один из выдающихся физиологов Карл Прибрам в од­ной из своих книг ставит вопрос, что такое языки мозга? На мой взгляд, это внутренние образы, внутренние зву­ки, внутренние чувства. Другими словами, если вы хоти­те достичь цели, научитесь думать на языках мозга.

Следующий этап в достижении цели — разделение контекстов. Когда мы думаем о своей цели, то фокусиру­емся на том, где она станет уместна, и очень часто забы­ваем, что результат может каким-то образом повлиять на смежные области нашей жизни. Человеку свойственно всё обобщать. Например, кто-то говорит: «Я хочу быть настойчивым...» А я его спрашиваю: «Насколько это на­ходится под твоим собственным влиянием? Какие у тебя есть ресурсы, которые могут повлиять на твою настойчи­вость? Как ты представляешь, видишь, слышишь и чув­ствуешь эту настойчивость?» Клиенту, ответившему на все эти вопросы, я обычно задаю следующий: «Теперь у тебя есть настойчивость. А существуют ли ситуации, где настойчивость не нужна?» Таким образом, я хочу привес­ти человека к пониманию того, что бывают случаи, когда совершенно не нужно быть настойчивым. Даже в шутку могу спросить: «А хочешь ли ты быть настойчивым в ссо­ре, которая уже надоела?» Это примитивный приём, но для нашего мышления очень важный: если мы хотим по-настоящему управлять нашими стереотипами и при­вычками, то нужно аккуратно разделять контексты.

С моей знакомой, Людмилой, которая хотела стать ка­тегоричной, произошла забавная история. Она работала учителем рисования и всячески старалась поддерживать любые проявления собственной категоричности. Со вре­менем у неё даже появилась особая привычка — рассе­кать ладонью воздух перед собой и говорить: «Молодец!» Нередко, воспитывая в себе такое качество, Людмила до­ходила до абсурда: она подходила к ребёнку, помогала ему рисовать и говорила: «Молодец!» Потом подходила к следующему, спрашивала о делах и снова говорила: «Молодец! Продолжай!» — при этом рассекая ладонью воздух. А однажды я пришёл к ней в гости. Вдруг на кухне что-то звякнуло, брякнуло. Я знал, что её папа, который, видимо, и находился на кухне, был большим начальни­ком в одном из министерств. И Людмила, к тому времени сильно развив в себе это качество категоричности, вошла в сформулированный собой образ, и, как в фильме «Ми­стер Икс», когда главная героиня кричит: «Пелика-а-ан!», — примерно таким же голосом прокричала: «Па-а-па! Ты что там делаешь?» В ответ вышел такой медлительный, кинестетичный папа и сказал: «Еду себе разогреваю...» Людмила, рассекнув ладонью воздух, «ка­тегорично» заявила: «Молодец!» Ну, конечно же, все, кто были там, просто попадали со стульев от смеха. Для меня этот пример является ярким проявлением того, как люди некоторые профессиональные привычки переносят в до­машнюю обстановку, которые там оказываются совер­шенно неуместными. Поэтому часто я люблю спраши­вать руководителей: «Вы хотите проявлять жёсткость в общении со своими конкурентами, партнёрами, друзь­ями или домашними?» Этот вопрос уберегает их от того, чтобы переносить выработанный стереотип поведения в ситуации, где это совсем не нужно.

И последнее, о чём я хотел бы упомянуть, — это эко­логия. Читатель, наверное, удивится, потому что эколо­гию обычно связывают с природой, с чем-то, что проис­ходит вне нас. Но я убеждён, что данное понятие применимо также к внутреннему миру человека, и это является самой главной характеристикой нашего разума и мышления. Мне очень нравится книга Грэгори Бэйтсона, замечательного, удивительного философа послед­них десятилетий, «Экология разума». Если мы по-насто­ящему хотим быть эффективными и добиваться поставленных целей, то нужно себя спросить: «Насколь­ко экологичны будут последствия после достигнутых на­ми результатов?» Люди, мечтавшие повернуть реки вспять, не думали о тех негативных процессах, к кото­рым может привести реализация их замысла. И это прежде всего вопрос экологии мышления. Например, когда мы засеваем злаками поля в тысячи гектаров, то часто забываем, что, таким образом, нарушаем при­родное равновесие, то есть поступаем неэкологично, так как обязательно это приведёт к росту числа грызунов, которые до этого момента, возможно, даже и не води­лись в данной местности. Поэтому рассмотрение возможности достижения любой цели нужно начинать с вопросов экологии. Иногда я спрашиваю самого себя: «Хорошо, я достигну цели. Каков будет эффект, на­сколько экологичными будут последствия? Только ли позитивный результат это принесёт?»

Вот наглядный пример. Ко мне обратился молодой человек, который хотел бы ускорить изучение англий­ского языка, так как собирался на стажировку за грани­цу. Мы убедились, что его цель сформулирована пози­тивно. Поговорили об ответственности, о том, как он может влиять на достижение своей цели, что находится под его контролем. Сформировали очень чёткий резуль­тат в колоритных зрительных образах, звуках и чувствах, очертили точный контекст его реализации. Я спросил своего клиента: «Допустим, теперь ты хорошо знаешь английский язык и уезжаешь на стажировку на три года. Есть ли что-нибудь, что тебя совершенно не устраива­ет?» Он задумался и ответил: «Вы задаёте хороший во­прос. Возможно, уехав на три года, я могу потерять свою семью — жену, ребёнка...» И тогда нам пришлось начать всё сначала и заново сформулировать цель. Теперь она звучала иначе: он хотел выучить английский, заработать денег и уехать на стажировку вместе с семьёй.

Это очень важный момент, потому что люди часто «зажигают бенгальский огонь» и начинают активно при­ближаться к поставленной цели. А достигнув её, терпят разочарование, потому что возможные негативные по­следствия могут даже перечеркнуть полученный поло­жительный результат.

Итак, если вы хотите, чтобы ваши мечты сбывались, чтобы они становились реальностью и приносили вам удовлетворение, научитесь позитивно размышлять о своей мечте. Подумайте, в какой степени вы отвечаете за свой результат и как можете сами на него повлиять. Наполните его образами, звуками и чувствами. Решите, какие пределы уместности вашей мечты и насколько экологичными будут последствия! Если вы подробно от­ветите на все вопросы, поднимаемые в этой главе, то произойдёт удивительная магия: очень скоро насту­пит день, когда ваша мечта осуществится!



 
© 2009-2014 about-nlp.ru